Нанда Прия Диди

 

нанда прия

Как я дошла до жизни такой

Часть 1

Подарки за деньги – не подарки. 

Никогда бы не подумала, что вообще буду общаться с людьми из Харе Кришна. Они всегда казались мне религиозными фанатиками. Быть может это потому, что я стеснялась... и вот так петь на улице – ну совершенно не моё.  А может, потому что не понимала, в чем суть их действий, зачем они так поступают? Да особо никто и не рассказывал. Все кришнаиты, которых я встречала, выглядели крайне агрессивными, всовывая мне в руки свои книги со словами: "Вам это точно надо, это подарок!", – а потом добавляли : "Только вот деньги ещё дайте!". Очень странная комбинация "подарок" и "деньги" – агрессивные продажи. И сразу после слов про деньги я возвращала им их книги обратно. Какая-то мутная организация. "Мы вас любим, но деньги за это заплатите!". Вы уж определитесь, это либо подарок, либо продажа. Или просто обман?

В то время я была на этапе поиска своего пути. Я и православие изучала, и буддизм, и адавайту, и 8-ми ступенчатую йогу. Я искренне думала, что все эти системы дополняют мой уникальный духовный опыт. Так это, наверное, и было в общих понятиях "душа", "иллюзии", "майа", "садхана".

Православие было в лет 14-17. Помню, как мои атеистичные родители тайком выбрасывали иконы, а я необъяснимо как это чувствовала,  и знала, в каком именно мусорном ведре они, и вытаскивала.  И конечно, у меня был единственный внутренний порыв – уйти в монастырь. Нет, не потому что тут не принимают, а потому что там – свои. Но, папа просил меня поступить в институт и отдать социальный долг, не торопя события в своей жизни. В общем, сказал, что благославения не даст. А потом ещё и добавил: "В монастырь сбежать не сложно. Там конечно все свои. А ты, доча,  постарайся здесь, в миру практиковать. Тогда не будет самооборона и незаконченных  дел, которые и в храме тебя настигнут. Ведь для настощей внутренней  практики никуда уходить не надо. И от проблем бежать не стоит.  Их надо встречать лицом к лицу. Самое страшный враг – самообман. Будь всегда честна сама с собой до конца".

А мама с отчимом... вообще об этом не было смысла говорить. Поступила в институт. 
А там меня нашла адвайта веданта.  А точнее, это я её нашла.  
Мудрость папиных  слов я не сразу поняла, и искала лёгкий путь – внешний побег.
Забила в интернете "монастырь йоги" и выскочила "Лая йога". У них как раз там набор в монастырь был. Но, как мы знаем, чтобы карма не догнала, надо было закончить институт. И я, скрипя зубами, согласилась на эти условия судьбы. Ведь в таких делах не торопятся. Это ведь на всю жизнь, а не поиграться на год. Так я и осталась в миру усердно изучать лекции Свами Вишну Дева (мастер адвайты).  Помню, как у них была первая конференция в Москве, и я туда сходила. Волею судьбы, я даже на том фестивале у них йогу преподавала. И вроде эгрегор их меня хорошо принял. Там мне красивая мандала по ткани пришла.
Я думала, что все гармонично. Но видимо у Бога были другие на меня планы.

В какой то момент, когда изучение философий стало глубже, каждая из ветвей стала тянуть именно к себе через своих представителей. То есть уже не книги, а люди притягивали: православие,  адвайта,  хатха. ...а о бхакти тогда и не думала даже.
Встал вопрос принятия духовного учителя. 
Обратилась за помощью в направлении к Шиве, который у нас тогда стоял на Бауманке. Ну, он и начал помогать)

Яды на духовном пути.

И вот тут начались проблемы. Идеи-то хорошие у всех, а вот гуру не могу найти, никому до конца не верю. Ведь душа – это самое важное, и выбор того, за кем ты, как душа, готов идти – это крайне серьёзный выбор. Пожалуй, единственный важный в этой жизни. Так, если обмануться и пойти за лжегуру, то велика опасность получить яд. 
Либо яд лже-учения, которое даст тебе неверные представления о практике, и в конечном счёте приведёт тебя в никуда, или сделает сумасшедшим,  духовным извращенцем.
Либо даст яд разочарования в учителях вообще. Этим ядом много кто болеет, и мало у кого есть от него вакцина.

Поиск

По этой причине я была крайне аккуратна и нетороплива в выборе, как пути, так и наставника.
Но Харе Кришна – это, пожалуй, последнее место, куда я готова была идти. Когда моя ученица в хатха-йоге принесла кришнаитскую книгу, первое, что я сказала: "Ты что, убери её, она же заколдованная! Они же мантры (заклинания) над ними читают! У них же ничего брать нельзя! И шарики их тоже не простые! От них все смеются потом! Явно наркота". Знала ли я, что буквально года через два сама на занятиях буду раздавать шарики, от которых все будут смеяться!? 

А откуда такие слухи глупые появляются? Наверное, от того, что мало идёт работы с паствой, которой объясняли бы что к чему на доступном языке. А именно, мало кто говорит на человеческом языке
На вопрос, что эти шарики – это "прасад, Милость Божья", ответ конечно понятный для "своих", но не для обычных людей с улицы. А вот вариант "освященная еда" - это уже яснее.

 

Часть 2

Череда встреч.

Про Кисельный я узнала, будучи инструктором йоги, как о месте, где кормят вегетарианской едой. И конечно сходила в гости, на разведку, как в любое очередное эзотеричекое место. Это место было в одном ряду с "Белыми облаками", магазином "Путь к себе", "Просветление" и так далее. Вот до ИССКОН-а я вообще не дошла в то время.

Встреча 1
Однажды я ела очередной раз в кафе Джаганатх. А за соседним столом сидела группа мужчин. Совсем не кришнаитского вида, обычные мужики. Я обедала одна, практикуя осознанный приём пищи. Это практика, когда ты ни о чем не думаешь, кроме еды.
Поела, выхожу из кафе, и меня догоняет один из этих парней и протягивает книгу – "Бхагавад гиту". Старенькую, бордовую, всю потертую.
– Это Вам.
– Книга? Нет, спасибо, у меня денег нет. 
– Да что Вы! Это бесплатно. Просто возьмите.
– Серьёзно?  
– Совершенно.
– Странно. Какой-то Вы не кришнаит прямо. 
М-м-да, есть такое. Точнее, я не из ИССКОН. У нас тут рядом храм. Вон там, Вы заходите. Просто посидеть и поесть... Внутри книги есть наша реклама. Я пошёл, мне к друзьям надо. 
Я до сих пор не знаю, кто это был.
Я и поверила. Денег не взял, улыбался искренне. Так и решила дать ещё один шанс тому месту, раз уж тот человек этого захотел, искренне желая мне добра, а не затягивая в секту для выманивания денег.
Я сторонник позиции, что всем заправляют личности.
Зашла на их лекцию. Лекция была общая, поэтому ничего особо нового не услышала. Я бы даже сказала, что контингент на прасаде меня даже слегка пугал. Так как смотрела я исключительно на форму. Бабули, дедули, странные мужики с потухшими глазами и татухами на плечах. А когда на прасаде рядом сел мужчина под алкоголем,  я восприняла это как тренировку атрофирование восприятия органов чувств  (один из видов практики пратьяхары). И когда то "чудо" со мной ещё и заговорило,  то спас меня, как я потом узнала имя – Акрура Прабху, присев напротив того мужика, и на сленге питерских  подворотней в 90-е объяснил, что шуметь не надо, а молча скушать что дали и уходить смиренно.  Тот всё быстро понял. 

Встреча 2
В одно из посещений  я разговорилась с Мадхури, которая, как и сейчас, бурлила эмоциями и доброжеланием. Фонтан позитивных эмоций. Мы с ней поговорили про жизнь, обменялись браслетами.
Но все равно, многие представители этой организации показались мне хмурыми и неразговорчивыми фанатиками, которые больше чем: "Повторяй харе Кришна и все изменится", ничего не говорили. 
А на эмоциях далеко не уедешь. Ведь первая проверка умом или ситуацией, и можно сползти совсем на другую эмоцию. 
Слепо повторять мантру я тоже не могла, так как до этого и другие мантры повторяла в кундалини йоге. И "Намах шивая" с "Ом мани падма хум" – никто не отменял.
Ведь про мантра йогу и её серьёзность я также много читала ранее. Да и практиковала. В нашем клубе на занятиях по кундалини йоге все на мантрах и  держится. И с настоящими мастерами, а не продажниками, я тоже общалась.

Встреча 3
Однажды наш старший инструктор по хатха йоге в Федерации йоги позвала меня пообедать вместе. И на тот же обед она пригласила некоего Павла.
Так мы и встретились. До этого я прослушала около 50 лекций монастыря Адавайта веданта, а Павел тогда служил под руководством Бхарати Махараджа, с вытекающими последствиями. 

И мы "сцепились языками". Часа три у нас был диспут на тему: "Бхакти или адвайта, кто кого". А так как мы были молоды и увлечены, то все и вся рубили в пух и прах. Я прямо зауважала этого философа за здравый смысл. Слово "Кришна" он вообще не говорил. Все только гьяни с квантовой физикой, но про вайшнавизм.

Но сошлись мы на ничьей. 
Павел:
– Ох, не думал, что Вы, Анастасия, такой тяжёлый случай. 
– Конечно, я же йог, и должна быть хорошо подготовлена к разным вопросам.

– Ну, раз уж мне не удалось пробить крепость Вашего сердца, тогда придётся применить тяжёлую артиллерию. Вот Вам подарок. Обещайте, что не выкините его.
Он дал мне мини-диск с лекциями. На этом и расстались. Увидела я его в следующий раз уже через год, но при совсем других обстоятельствах.
Лекции я прослушала, конечно, не сразу. 

Мне было не на чем слушать такой формат диска, да и к адвайте я была ближе, хотя зерна философии бхакти, Господа как личности, Павел заронил.
Из той встречи сложно было понять, с кем именно я вела разговор. 

Я бы сказала, что это просто философ, вне религии, но чётко понимающий, куда и зачем он идёт в своём духовном развитии, что очень привлекало. Это потом я уже узнала, что этот человек любит и Канта почитать, да и Гегеля.

Диск не выбросила. Через 4 месяца родители подарили музыкальный центр, где можно было слушать такой вот редкий формат. Конечно, они это сделали неосознанно. 
Вот я это все лекции и послушала. Зацепило. Но все было настолько ненавязчиво, что на диске не было ни имени лектора, ни других зацепок.
Во мне появилось внутреннее желание любыми способами встретиться с тем лекторам с диска, потому что у него То, что мне нужно. И этот внутренний голос-позыв  ни с чем  не спутать и не заглушить.

Часть 3

Встреча 4. Последняя точка.

Как-то захожу на Кисельный рано утром, и мне открывает дверь некий бритый мальчик.
Утро воскресения. 9 часов. 
Внешне – молодой, но сколько лет непонятно. Когда он со мной заговорил, это был мудрец, мягкий и любящий, искренний и уверенный в выбранном им пути. Стойкость и мягкость в нем сплетены неразрывно.

Качества, которые крайне редко встречаются в одной личности. До этого я встречала либо философов, либо любящих, но простоватых, либо уверенных,  но агрессивных,  а тут идеальная комбинация.
И вот этот мальчик начинает со мной разговор. Мне было это странно, ведь, в основном, жители храма вообще на контакт не шли. Часто складывалось впечатление, будто мы им просто мешаем. А тут этот мальчик почему-то стал со мной разговаривать. И ему было интересно, что да как у меня, чем я занимаюсь.
Это было так странно. И вот мы говорили до часу дня. Он стоял босиком, хотя была весна, а пол был каменный, холодный.  На мой вопрос: "Вам не холодно, может потом продолжим разговор?", он отвечал: "Ой, не беспокойтесь. Тело уже привыкло. А наш разговор – вот это важно".
Это ещё больше тронуло сердце. Я тогда подумала: "Если в этом месте есть такие люди, как он, мне точно стоит сюда ходить. Просто из уважения к таким блаженным. Это подлинное место, пока здесь есть такие люди. И пусть их немного, но если их УРОВЕНЬ – результат этой практики, то мне точно сюда". 
Когда пришла на следующий день спросить о том мальчике, кто он и где его найти, Мадхури ответила: "Это наш монах, он в Питере, в Лахте. Его зовут Притху. Он у нас редкий гость"...

В следующий раз я его увидела только через год, да и то на мгновение, в Лахте на фестивале, когда он забежал помогать на кухню. А следующий наш долгий  разговор состоялся только спустя 10 лет, в ночь с 2018 на 2019 год. И я уже отправила заявление в небесную концелярию на очередную такую встречу. График плотный, но к 2029 году сказали,  что запись ещё открыта.  В общем, немного осталось).

Часть 4

Встреча 5
Однажды пришла на Кисель, а там крутили лекции. Какой знакомый голос! Это же голос с моего маленького диска, на котором, волею судьбы, не было написано имя лектора, и я слушала, но даже не знала кого).
Подбегаю к Мадхури:
– А это кто лекцию читает?! Я его так давно ищу!
– Бхарати Махарадж. Один из проповедников. Откуда ты его знаешь? 
– Мне диск с ним Павел дал.
– А, Премананда? Знаем, знаем.
– А как мне к этому проповеднику попасть?
– Сейчас дам контакты. 
Я и поехала к тому, очень знакомому и близкому голосу, где и встретила опять Павла-Премананду.

И вскоре получила посвящение у Говинды Махараджа через Бхарати Махараджа как ритвика.
 

Но это уже совсем другая история.

Послесловие 
Очень важно, когда есть проповедники разного характера для распространения Идеи. Потому что кому-то нужны эмоции и "просто пой", кому-то нужно "просто служи", а кому-то важен ответ на вопрос: "А зачем мы поем и служим?". В общем, все прекрасны  и необходимы.  У каждого своя роль и стиль,

Спасибо некоему Прабху, Мадхури, Премананде и Притху, и Бхарати Махараджу, которые меня в тот момент выловили из океана моих заблуждений.
Они протянули мне свои руки милости – внимание. Спасибо, что возятся с  адвайтизмом,  эгоизмом, сомнениями и истериками моей головы.  Хоть мужское воспитание и кажется строгим и зачастую холодным,  но вайшнавы – это те, кто дают не то,  что хочется нашему эго, а то, что нам подлинно необходимо для духовного роста. Даже если от этого и бывает больно. Спасибо вам всем

 

На главную страницу